Как правило, фотографии на телефоне получаются или слишком смазанными, или размытыми, или с искажениями перспективы. Это легко объяснить – камерафоны во многом уступают полноценным цифровикам. Тем не менее, следуя нескольким простым правилам, компенсируя недостатки камеры, встроенной в ваш телефон, можно добиться относительно неплохого результата. Компоновка кадра
Снимки камерафоном обычно делают быстро – владельцы телефонов наспех пытаются запечатлеть нечто необычное. Многие при этом совершенно забывают о композиции кадра. Такой подход правильным не назовешь – фотографии все равно придется кому-то показывать, поэтому расскажем немного о композиции. Любой фотограф вам скажет, что использование кадра целиком – это один из важнейших и самых простых приемов. Многие, компонуя кадр, часто уделяют внимание только его центру, где обычно и располагается объект съемки, остальная часть кадра игнорируется. Нужно уделять внимание и объектам, расположенным на заднем плане.
Еще одно классическое правило – не располагать объект съемки прямо в центре кадра. Расположив его немного в стороне от центра, вы придадите "объем" почти любому снимку.
Свет
Освещенность объекта съемки часто бывает далека от идеальной. Полноценные камеры снабжены большим набором средств для устранения этой проблемы, но с камерафонами дело обстоит гораздо хуже.
В условиях плохой освещенности хороший снимок при помощи камерафона, скорее всего, сделать не получится – виной тому автоматическая настройка выдержки затвора. Чем лучше освещенность объекта, тем лучше получится снимок на камере вашего телефона.
Учтите, что, даже если камера, встроенная в телефон, снабжена вспышкой, работает такая вспышка плохо – снимаемые объекты должны располагаться на расстоянии 60--90 см от камеры.
Для сравнения: в цифровых камерах среднего ценового сегмента мощности вспышки хватает для съемки объектов, находящихся от камеры на расстоянии 3-4,5 м.
Если изображение на дисплее вашего телефона выглядит слишком темным или светлым, постарайтесь до начала съемки отрегулировать его яркость. Разница на экране – а он используется для предварительного просмотра снимка – будет особенно заметна при съемке объектов, окрашенных в яркие цвета.
В некоторых случаях в том, что снимок получился плохим, виноват будет вовсе не недостаток освещенности, а сам свет. В таких случаях поможет установка баланса белого. Опытные фотографы для этого используют белые или серые карточки и просто листы бумаги. Не у каждого владельца телефона (где это возможно в принципе) найдется время на процесс корректировки баланса при изменении освещения, особенно если снимок нужно сделать быстро, так что баланс белого, как правило, устанавливается в автоматический режим.
Обычно баланс белого корректируется следующим образом:
- в режиме съемки направьте камеру на белый лист бумаги;
- оцените, насколько белым в действительности выглядит лист на дисплее (лист может казаться, к примеру, желтоватым);
- настройте баланс белого так, чтобы лист выглядел "максимально белым", настолько близко к тому, что у вас ассоциируется со словом "белый", насколько это возможно.
Перед съемкой на камерафон полезно обратить внимание на местоположение основного источника света.
Если он расположен за объектом, который вы собираетесь фотографировать, объект получится слишком темным, если свет яркий, то на фотографии вы увидите только силуэт снимаемого объекта. Правильно выбрав режим съемки цифрового фотоаппарата, от подобного эффекта можно избавиться, но даже на камерафоне со встроенной вспышкой этого сделать не получится, поэтому основной источник света при съемке должен быть у вас за спиной.
Расстояние
Объект вашей съемки не должен находиться далеко от вас. Дело в том, что абсолютное большинство камерафонов использует оптику с постоянным и очень небольшим фокусным расстоянием. Это значит, что на снимках глубина резкости будет небольшой. Если объект съемки находится далеко от камеры, то на снимке он получится очень маленьким.
Объект съемки должен быть расположен как можно ближе к камере, желательно, не дальше 60--90 см от нее.
Zoom
И, наконец, последнее. Производители камер для телефонов, так же как и производители полноразмерных "цифровиков", любят выставлять на показ способность камеры к увеличению изображения. Но если оптика компактных камер потребительского сегмента способна хоть на какую-то оптическую трансфокацию (визуальное увеличение снимаемого объекта средствами объектива), то, снимая на камерафон, вы имеете дело исключительно с цифровым "зумом".
Не пользуйтесь "зумом" при съемке на камерафон.
Многие безрезультатно пытаются с его помощью снять объекты, находящиеся на большом расстоянии, – дело в том, что использование цифрового "зума" ухудшает качество картинки. Более того, иногда им можно пользоваться, только уменьшив разрешение кадра, то есть ту фотографию, которая получится в результате.