Turandot - героиня трагикомедии К.Гоцци "Turandot" (1761). Дочь китайского императора, прекрасна и умная Turandot уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать её три загадки. Тайно прибывавший в Пекин принц Калаф отваживается искать руки Turandot. И отгадывает все её три загадки.
Но
Turandot, усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Turandot чувствует, что её неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви
Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока её служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец...
Наутро в траурном одеянии появляется Turandot перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив
Вдруг Turandot называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Turandot признается ему в любви.
Фабулу "Turandot" К.Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет "Turandot" французский драматург Лесаж в своей комической опере "Китайская принцесса", поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729).
Лесаж использовал лишь центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов.
У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Turandot от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины.
Образ Turandot увлек Ф.Шиллера, который сделал обрпботку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте.
Шиллеровская "Turandot", поставленная М.Рейнхардтом в Берлине с Г.Эйзолть в главной роли, дала творческий импульс с Дж.Пуччини для создания оперы "Turandot" (лиьретто Г.Адами, Р.Симон), ставшей его последним, неоконченным шедевром.
У Пуччини Turandot предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора.
В России "Turandot" имела замечательный успех в постановке Е.Б.Вахтангова (1922).
Режиссер предпочёл трагикомедию Гоцци драме Шиллера: импровизированный дух комедии дель арте привнес в спектакль атмосферу праздничной театральности, изящества и веселья.
Театр Вахтангова - 1973
Принцесса Турандот - вступление